📜Ги́брис, хю́брис (др.-греч. ὕβρις — дерзость) — высокомерие, гордыня, спесь, гипертрофированное самолюбие. В древнегреческой культуре персонифицированное свойство характера, позже — важная этическая концепция. ⬜В античной традиции хюбрис — излишне самоуверенное поведение лидера, которое боги рассматривают вызовом себе. Как считали древние греки, такое поведение всегда приводит к перипетии (греч. περιπέτεια) — внезапному исчезновению удачи и в дальнейшем к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις)). ⬜Впервые слово появляется ещё у Гомера и Гесиода. В гомеровской традиции хюбрис — нарушение божественной воли в сочетании с желанием обожествления, за которым следует возмездие (немесис). Таково, к примеру, поведение Ахилла и Одиссея. Эта же линия проявляется в мифах о Прометее, Сизифе, Эдипе и других. Сходные персонажи есть в монотеистических религиях (Адам и Ева, строители Вавилонской башни). ⬜Для Гесиода же хюбрис — скорее этическое понятие. Его проявляет каждый человек, одержимый пороками, особенно же — страстью к приобретению богатства. Следы гесиодовской концепции мы находим у Солона и Аристотеля. Термин «хюбрис» использовался также в юриспруденции в значении «оскорбление словом или действием». ⬜В греческой мифологии, согласно Аполлодору, Гибрис — богиня, мать Пана, которого родила от Зевса. Также — мать Кора. Пиндар считает Хюбрис матерью пресыщения. Её алтарь в Афинах воздвиг Эпименид. ⬜У римлян эпохи поздней Республики, перенявших у греков этот эллинистический элемент их культуры, он со временем трансформировался в когномен, то есть — в прозвание, причём, с оттенком презрения. Так, в частности, нам известны два государственных деятеля I века до н. э., носивших такое прозвище: это уроженец Римской Испании Квинт Варий, ставший первым сенатором в истории Рима, родившимся в провинции и получившим римское подданство, и дядя триумвира Марка Антония, прозванного так за свою безудержность. ⬜ Исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних — законов Его. Это и упоминание о глазах гордых (греч. ὀφθαλμὸς ὑβριστοῦ — слав. око досадителя) (Пс. 6:17), и о противлении нечестивого Богу с гордою выею (греч. ὕβρει — слав. укоризна). Высокоумие (греч. ὕβρις — слав. досаждение) и надменность (греч. ὕβριν — слав. укоризна) гордых ставятся в один ряд с другими беззакониями (Ис. 13:11), гордость (греч. ὕβριν — слав. укоризна) и высокомерие (греч. ὕβρεως — слав. досаждение) Моава подразумевают и злоумышления к нечестию ближнего, и противление народу Израильскому — народу Господа Саваофа, которому дарован Закон (Ис. 16:6; Соф. 2:10). ⬜ Гордиться — значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого. И презорство есть начало гордыни, и гордыня — злое порождение презорства (Καὶ ἔστινή ὕβρις ὑπερηφάνιας ἀρχή, καὶ ή ὑπερηφάνια κακόν εγγονών ἐστι τῆς ὕβρεως).